21:26
Приборы, Петька

Люди, чьей профессией является максимально пристально исследовать жизнь, реально знают о ней все меньше и меньше — и так повсюду

«Извини, мне нужен не адрес твоей электронной почты. Дай мне свой обычный домашний адрес. Я не пишу имейлы, я пишу обычные письма и посылаю их людям». Впервые в жизни меня попросил об этом деловой и очень востребованный человек. У него были с собой визитные карточки с электронной почтой, но… ­оказывается, все, что выходит за рамки сугубо делового общения, этот человек умудряется писать рукой на бумаге, вкладывать в конверт и высылать друзьям и знакомым. Таким образом Ларс Валентайн, швед, живущий в Швейцарии, высококлассный специалист по дизайну и коммуникации, пытается «лично противостоять виртуализации всего». Лично у него получается. И это не мешает бизнесу. График его семинаров по миру очень плотный, и договориться о встрече с ним можно не раньше чем за полгода. Даже в таком противостоянии не идет речь о том, чтобы отказаться от возможностей виртуализации, акцент был сделан на слове «всего». Мы живем, ориентируемся, оперируем все большим количеством абстрактных сущностей и все чаще даже не отдаем себе отчета в том, что ссылаемся, опираемся или используем что-то, что давно утратило определенность, конкретность и реальность. Абстрагирование — один из универсальных социальных трендов. Это процесс постоянного упрощения, при котором одни свойства и детали выделяются, а другие опускаются. Хорошей является такая абстракция, которая подчеркивает детали, существенные для рассмотрения и использования, и опускает те, которые на данный момент несущественны. В рамках этого тренда помимо виртуализации всего (денег, сообществ, знакомств, игр) в нашу жизнь зримо входит все большее количество абстрактных величин. Например, почти на всех продуктах (и даже в меню некоторых ресторанов) сейчас указывают энергетическую ценность продуктов в килокалориях. Некоторые производители шоколада на каждом фрагменте плитки пишут, сколько в ней «ккал». Таким образом, можно отломить не только желанное количество шоколада, но и проконтролировать количество за­ключенной в них энергии. Все пытаются измерять и представлять в баллах и коэффициентах: ЕГЭ, стресс, здоровье, эффективность сотрудников, уровень развития интеллекта, привлекательность фильма и талант человека. Эти цифры являются для абсолютного большинства людей полной абстракцией, поскольку сами по себе ничего не означают — тем не менее ими опериру­ют, используют в частных разговорах, в ТВ-программах и печатных статьях. Если бы во времена расцвета анекдотов уже было бы подобное отношение к цифрам и величинам, анекдот про Петьку и приборы («Петька, пять». — «Чего пять?» — «А чего приборы?») просто бы не возник — героям было бы доста­точно абстрактной пятерки и не менее абс­трактных приборов. Появились рейтинги всего, и жанр замеров стал невероятно популярным и массовым. Без них стало «просто невозможно» разобраться, кто чего стоит. Лучший вуз, хит, ПИФ, бренд, селебрити, светский лев? Как вопросы, так и ответы формируются рейтингами. Для кого-то абстрактные, рейтинги ТВ-каналов, печатных изданий и радиостанций фактически определяют судьбу, успех и финансовое благополучие СМИ. И все это несмотря на то, что временами публично признаются, а в кулуарах и вовсе не умолкают подозрения в том, что реальность эти цифры не отражают вовсе или отражают крайне приблизительно. То же самое происходит в бизнесе. ­Везде функционируют эффективные (но чаще не очень) менеджеры, которым вообще не важно, каким бизнесом управлять. Ужасные последствия этого в виде катастроф, банкротств и кризисов регулярно случаются и, увы, неизбежно будут повторяться. Потому что эти люди управляют абстрактными, как бы универсальными бизнес-процессами, и уникальные особенности своего бизнеса вообще стараются не замечать. «Все занимаются бизнесом, никто не занимается делом» — очень точная оценка происходящего в сфере, где миллионы презентаций, имейлов и финансовых отчетов вытесняют из реальности то, что не так давно еще называлось именно делом. В близкой мне сфере маркетинговых и социологических исследований все точно так же пытаются уйти от реальных встреч с реальными людьми в онлайн. И пусть для решения многих проблем это сейчас самый эффективный подход, все равно — заказчиков больше всего подкупает скорость и небольшой бюджет, а не точность. Более того — бизнес таки требует именно абстрактных моделей, которые избавляли бы от необ­ходимости учитывать мелочи. И социологи уже почти готовы: вместо того чтобы погружаться в жизнь людей и постоянно быть с ними в контакте, значительно легче, а также дешевле, быстрее и комфортнее максимально дистанцироваться от своих респондентов, в идеале — вообще с ними никогда лично не встречаться. Получается, что люди, чьей профессией является максимально пристально исследовать жизнь, реально знают о ней все меньше и меньше. Конечно, о достоверности полученных результатов всегда будут спорить, но ответ найдется очень быстро. Как выразился генеральный директор одного из крупных сетевых рекламных агентств, обсуждая проблему точности рейтингов, «когда абстрактными данными начинают пользоваться все, они становятся объективной реальностью».

Просмотров: 107 | Добавил: sunggoddenoy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar